Литературные иллюстрации

Ж. Верн
Пятнадцатилетний капитан (отрывок 5)

Каждую ночь Дик Сэнд проводил у штурвала, и иногда он совсем изнемогал, чувствовал непреодолимую слабость. Тогда его рука почти инстинктивно правила рулем. Это было результатом усталости, с которой он хотел, но не мог справиться.


В ночь с 13 на 14 февраля Дику, который чувствовал сильную усталость, пришлось разрешить себе несколько часов отдыха. У штурвала его заменил старик Том. Небо было полностью затянуто облаками; к вечеру, когда похолодало, они нависли очень низко. Из-за этого было так темно, что с палубы было невозможно разглядеть верхние паруса, терявшиеся во мраке. Геркулес и Актеон несли вахту на баке.


На корме нактоуз отбрасывал слабый свет, который отражался в металлической отделке штурвала. Ходовые огни, свет которых попадал только за борт, оставляли палубу судна погруженной в глубокую темноту.


Около трех часов ночи со старым Томом, который добросовестно нес свою вахту, произошло нечто похожее на явление гипнотизма. Его глаза, которые слишком долгое время были устремлены на светящийся круг нактоуза, вдруг перестали видеть, и он впал в глубокую дрему, напоминающую сон под действием наркоза.
Он не только ничего не видел, но даже если бы его сильно ущипнули, он, вероятно, ничего не почувствовал бы.
Он не заметил, как по палубе скользнула какая-то тень.


Это был Негоро.
Пробравшись на корму, кок подкрался к компасу и подложил под нактоуз какой-то довольно тяжелый предмет, который он принес с собой. Затем, посмотрев минуту на освещенную в нактоузе картушку, он бесшумно исчез.


Если бы на следующий день Дик Сэнд, сменивший Тома, заметил предмет, положенный Негоро под нактоуз, он поспешил бы убрать его, потому что это был железный брусок, под влиянием которого изменялись показания компаса. Вместо того чтобы указывать направление на магнитный полюс, которое немного отличается от направления на полюс мира, стрелка указывала теперь на северо-восток. По этой причине девиация компаса достигла четырех румбов, то есть половины прямого угла.


Через мгновение Том очнулся от сна. Он бросил взгляд на компас... Ему показалось - а могло ли ему показаться иначе? - что "Пилигрим" сошел с правильного курса. Он повернул штурвал и направил корабль прямо на восток... По крайней мере, так он думал. Но теперь вследствие отклонения стрелки, о котором вахтенный, конечно, не подозревал, курс корабля, измененный на четыре румба, был взят на юго-восток.

Комментариев нет :

Отправить комментарий