Литературные иллюстрации

В. Дыгало
Прометей морей


На протяжении многих веков, еще до того, как человек отважился выйти в открытый океан, древние мореплаватели предпочитали водить свои суда - под парусами или на веслах - вдоль берега. Вблизи берегов не сбиться с пути, а у команды, если налетит вдруг шторм, много шансов спастись.


Но для самих кораблей здесь таилось больше риска, чем в открытом море, поскольку у берега подстерегали коварные мели и рифы. Разумеется, буев и прочих навигационных знаков тогда не существовало. Разве что на том или ином мысе по ночам разжигали сигнальные костры, которые были прообразами маяков.


Немного найдется на свете инженерных сооружений, о которых сложено столько преданий и легенд, как о маяках. Уже в поэме "Одиссея" древнегреческого поэта Гомера рассказывается, что жители Итаки зажигали костры для того, чтобы ожидаемый домой Одиссей мог узнать родную гавань:
"...Вдруг на десятые сутки явился нам
берег отчизны.
Был он уже близок; на нем все огни
Уж могли различить мы".


Это, собственно, первое упоминание об использовании моряками огней обыкновенных костров в навигационных целях при плаваниях вблизи берегов в ночное время.


С тех далеких времен прошли века, прежде чем маяки приобрели всем нам знакомый внешний вид - высокая башня, увенчанная фонарем. Первые световые маяки появились около 400 года до н.э. Они назывались сигнальными колоннами и достигали порой грандиозных размеров. Наиболее "почтенный возраст" имеют маяки Средиземного моря.


Одно из "семи чудес" Древнего мира - Александрийский, или Фаросский, маяк высотой 170 метров, сооруженный из белого мрамора в 283 году до н.э. Строительство этого самого высокого сооружения древности продолжалось 20 лет, и просуществовал маяк более 1000 лет. Огромный и массивный, со спирально идущей внутри лестницей, служил он путеводной звездой для моряков, показывая им путь днем дымом от сжигаемой на его вершине смолы, а ночью с помощью огня, как говорили древние, "более блестящего и неугасимого, нежели звезды". Благодаря специальной системе отражения света от зеркал дальность видимости огня в ясную ночь достигала 20 миль (37 километров). Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом, крепостью и метеостанцией. На побережье средиземноморских государств Древнего мира в тот период было известно еще около 20 маяков. Сегодня из них уцелел только один - маячная башня близ испанского портового города Ла-Корунья, предположительно сооруженный еще древними финикийцами.


Источники света маяков непрерывно совершенствовались. В XVII - XVIII веках в фонарях маяков горело одновременно несколько дюжин свечей массой по 2 - 3 фунта (около 0,9 - 1,4 килограмма). В 1784 году появились масляные лампы Арганда, в которых фитиль получал масло под постоянным напором, пламя перестало коптить и сделалось ярким. В начале XIX века на маяках стали устанавливать газовое освещение. В конце 1858 года на Верхнефорлендском маяке (английский берег Ла-Манша) появилась электрическая осветительная аппаратура. Одесский маяк был первым в России и четвертым в мире, переведенным в 1867 году на электрическое освещение. Его оборудование состояло из двух генераторов переменного тока, приводящихся в движение паровой машиной.

Комментариев нет :

Отправить комментарий