Литературные иллюстрации

Ж. Верн
Пятнадцатилетний капитан (отрывок 1)


Итак, Дик Сэнд стал капитаном "Пилигрима", и, не теряя ни минуты, он предпринял все необходимые меры для того, чтобы поднять на судне все паруса. Совершенно понятно, что у пассажиров было только одно желание: поскорее добраться до какого-нибудь порта на американском побережье или до Вальпараисо.
Дик Сэнд намеревался следить за направлением движения и скоростью хода "Пилигрима", чтобы вычислить его среднюю скорость. С этой целью он собирался ежедневно наносить на карту пройденный путь, используя для этого компас и лаг. На судне как раз имелся патент-лаг с вертушкой и циферблатом, стрелка которого показывала скорость движения судна в течение какого-либо определенного промежутка времени. Этот полезный прибор, который был очень прост в обращении, мог сослужить большую службу; и было нетрудно научить пользоваться им даже неопытных в этом деле негров.

Но существовал один источник ошибок в счислении, который нельзя было устранить, - океанские течения. Для того чтобы избежать таких ошибок, недостаточно использовать только лаг и компас, которые не учитывают скорости и направления течения. Точное место судна в открытом море можно определить только при помощи астрономических наблюдений. Но, к несчастью, молодой капитан еще не умел их делать.

Сперва у Дика Сэнда возникла мысль отвести "Пилигрим" обратно к берегам Новой Зеландии. Этот переход был бы короче, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы ветер, дувший все время навстречу судну, не сменился вдруг попутным. Поэтому легче было продолжить путь к Америке. На самом деле ветер переменил направление почти на 180 градусов, и теперь он дул с северо-запада и постоянно крепчал. Этим следовало воспользоваться, чтобы пройти при попутном ветре как можно дальше. Дик Сенд намеревался идти в полный бакштаг. (Бакштаг - курс корабля, проложенный под тупым углом к линии направления ветра. Быстрее всего парусные суда ходят в бакштаг. - Прим. пер.)

Погода не предвещала никаких неприятных неожиданностей, к тому же молодой капитан намеревался сам простоять на вахте первую ночь и лично следить за всем. Скорость судна была высокой, и ему не хотелось ее уменьшать, пока "Пилигрим" не выберется из этой пустынной части океана. Мы уже говорили о том, что лаг и компас были единственными приборами, которыми Дик Сэнд мог пользоваться для приблизительного счисления пути, пройденного "Пилигримом".
Днем молодой капитан отдал приказ бросать лаг каждые полчаса и записывал показания прибора.

Комментариев нет :

Отправить комментарий