Литературные иллюстрации

В. Дыгало
Роковой айсберг


Это было время, когда началось состязание за самое быстрое, самое комфортабельное и самое безопасное сообщение между Европой и Нью-Йорком. Компанией "Уайт Стар Лайн" были построены два великолепных лайнера "Титаник" и "Олимпик". Грузовместимость "Титаника" - 46300 т, водоизмещение 66000 т; лайнер был рассчитан на перевозку 1054 пассажиров I класса, 510 - II класса, 1020 - III класса. Всего 2584 пассажира и 884 человека экипажа.

Новые суда компании "Уайт Стар Лайн" поражали современников своими размерами (наибольшая длина 269 м, ширина 28,2 м, осадка 10,5 м, высота борта 18,1 м) и великолепием оформления внутренних помещений: салонов, танцзала, библиотеки и др. Реклама называла лайнер "Титаник" непотопляемым. И все-таки судно не было полностью неуязвимым. Как показали запоздалые расчеты, "Титаник" должен был иметь водонепроницаемые переборки, которые по высоте должны были доходить до так называемой "палубы переборок". Однако, чтобы "не портить" интерьер громадных залов, отсеки были водонепроницаемыми только до нижней палубы. Так что в случае появления пробоины выше этой палубы (как это фактически и произошло) непотопляемость лайнера уже не обеспечивалась. В то время как "Титаник" 10 апреля 1912 г. начал свой путь к берегам Америки, где-то на западном побережье Гренландии с грохотом оторвалась ледяная глыба, и огромный айсберг - один из десяти тысяч ежегодно образующихся плавучих ледяных островов, двинулся в южном направлении...

Наступило воскресенье, 13 апреля. Радисты получали от находящихся поблизости судов сообщения, что с севера идут айсберги и видны ледовые поля. Опытный капитан "Титаника" В. Смит неоднократно предлагал находящемуся на борту генеральному директору компании "Уайт Стар Лайн" Брюсу Исмению резко изменить курс к югу и сбавить скорость, но ответ был категоричным: "Лайнер должен прийти в порт назначения без опоздания, иначе его репутация и престиж всей компании будут подорваны". Для связи с мостиком был налажен временный телефон, а для объявления тревоги повесили судовой колокол. Это все, что мог сделать старый морской волк Смит, хорошо знавший, что с айсбергами шутки плохи. Было 23 ч 40 мин. 

Внезапно раздался крик впередсмотрящего: "Прямо по носу айсберг!" - и последовали удары в колокол. Вахтенный офицер мгновенно скомандовал: "Лево на борт! Стоп машина! Полный назад!" Но слишком мала была дистанция. Словно бритва, острая кромка подводной части айсберга разрезала обшивку на одной трети длины корпуса, т. е. около 90 м! Вода хлынула как раз в те отсеки, непроницаемые переборки которых не доходили до так называемой "палубы переборок", и хотя опытный офицер нажатием кнопки закрыл на них аварийные двери, но и это не могло спасти корабль.

Пренебрежение к элементарным требованиям обеспечения безопасности плавания окончилось трагедией: из 1316 пассажиров и 884 человек экипажа погибли 1507 человек! Это была одна из крупнейших катастроф в истории мореплавания.

Комментариев нет :

Отправить комментарий